Все для Победы: окна войны и окна мира

Дата публикации:

Все для Победы: окна войны и окна мира

Окна войны: труд оконщиков для фронта

Трудно переоценить вклад тружеников оконной и стекольной отрасли в годы Великой Отечественной войны. Большинство предприятий промышленности было эвакуировано на Урал. Анклавом стекольного производства стал Ирбитский диатомитовый завод в Свердловской области.

Сюда перевели почти все производства: это и Ленинградский фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова, и константиновский завод «Автостекло-25», и Будянский фаянсовый завод, и Кировский фарфоровый, и Борский и Московский стекольные заводы, и Энгельсовский керамический завод. В кратчайшие сроки здесь удалось наладить производство броневого авиастекла и стекол для смотровых щелей в танках, керамических комплектующих для автомобильных двигателей, что позволило полностью заместить импорт недостающих деталей из Англии и США. Производились здесь и силикат-глыбы для электродов, и специальные линзы для прожекторов.

стекло  

Работу выполняли в основном дети и женщины, чей труд выходил за рамки любого допустимого нормами графика: ведь все определялось потребностью фронта.

В освобожденных районах, городах и поселках профессия стекольщика становилась одной из самых востребованных. Нужно было срочно восстанавливать остекление в разрушенных больницах, школах, детских садах, домах и квартирах. Не всегда время освобождения совпадало с теплым сезоном, а жильцы – в основном, женщины, дети и старики, истощенные голодом и разрухой, не могли ждать. Застекленные окна становились символом мирной жизни в противовес черным зияющим дырам затемненных или вовсе пустых оконных проемов.

В темных окнах войны: маскировка в Блокаду

В Ленинграде в годы Блокады затемнение домов становилось главнейшей задачей каждого жителя города. Специальные домовые службы строго следили за аккуратностью маскировки и спрашивали с недобросовестных граждан. Таких, правда, находилось немного, ведь малейшая оплошность грозила смертью от вражеских бомб.

окна войны.

Как только темнело, весь город должен был полностью слиться с ландшафтом. Любой проблеск мог стать световым ориентиром для фашистской бомбежки. Окна плотно занавешивались одеялами, так чтобы избежать малейших зазоров. Окна в подъездах закрашивались зеленой краской, а лампочки в парадных менялись с обычных на синие.

image

Город жил не только в голоде и холоде, но и в полной, зияющей темноте. Поэтому сразу же после освобождения «северной жемчужины» за дело, вместе с электриками, стремительно взялись стекольных и оконных дел мастера. Петербург и его дворцовые пригороды-шедевры засияли вновь свежими стеклами и витражами окон, витрин, куполов…

image

С окон исчезли бумажные ленты, которые, как бинты, скрепляли поверхность стекла во избежание разрушений во время налетов: от сильных вибраций стекло разлеталось на мелкие кусочки, оставляя жильцов без тепла.

Мирное небо в чистых окнах: символ Победы

Война оставила множество пустых «глазниц» в некогда обжитых и уютных домах. Этот образ как примета брошенности и утраты мирной жизни настойчиво звучит в самых разных жанрах искусства, посвященных войне: кино, литературе и живописи.

день победы

Один из самых пронзительных образов удалось создать Валентину Федоровичу Папко в его картине «Даже не снилось. 22 июня 1941». В светлой горнице спит молодая семья, все они – и младенец, и женщина, и мужчина, - полны свежести, сил и покоя, им еще неизвестно, что их жизнь навсегда изменилась, возможно, она прекратится вовсе ровно через секунду.

Через чистый оконный проем предрассветное небо пронзают истребители фашистских налетчиков. Фигура женщины в поле, словно застыла. Она изображена со спины, но в ней отчетливо слышится ужас неожиданной, невозможной трагедии.

Окно здесь как граница мира прежнего и – реального, наступившего так внезапно и неотвратимо: граница эта максимально хрупкая, иллюзорная – между войной и спокойными буднями всего лишь тонкое стекло. Запечатленное мгновение резкой перемены, моментальной катастрофы - один из самых драматичных образов в искусстве военной тематики. Одновременно это красноречивая метафора непостижимости и абсурдности смерти, убийства, войны для любого нормального человеческого ума.

Блокада Ленинграда

К сожалению, память о войне и миллионы жертв не стали «вакциной» от новых трагедий. Во втором десятилетии нового 21 века мы наблюдаем множество примеров нарушения здоровой человеческой логики: тут и там мир, привычная жизнь нарушаются в одно мгновение, рушатся нормальные человеческие взаимосвязи, мирный быт, гибнут люди.

 

В День празднования Великой Победы портал ОКНА МЕДИА желает своим читателям с почтением хранить память о подвиге предков, вдохновляться их терпением и трудолюбием, волей и героизмом, и при этом сохранять в себе дух здравомыслия, мира, созидания и любви.

Пусть оконная отрасль удивляет нас новыми удивительными, в том числе международными, проектами с применением самых передовых технологий и инноваций и направляет все свои силы на развитие и покорение новых вершин в производстве на радость жителям нашей многомиллионной страны и для ее процветания под мирным небом.

С Праздником! С Днем Победы!

Источник: Окнамедиа